Система "ПЛАТОН". Что это и как работает?

Система "ПЛАТОН". Что это и как работает?
Назад
Система "ПЛАТОН". Что это и как работает?

Всё о системе взимания платы «Платон» и зачем это нужно, по мнению властей

Система «Платон» создана для того, чтобы приносить реальную пользу. И чтобы понимать, какую, нужно разобраться, как она функционирует и для чего предназначена.

Согласно официальным данным, представленным на сайте оператора системы, «Платон» обеспечивает весь цикл обработки информации о движении большегрузов и многотонников на трассах федерального значения. Система слежения и контроля необходима для того, чтобы требования законодательства в отношении установленных тарифов на платных дорогах соблюдались неукоснительно.

Кто и как расходует поступления в системе «Платон»

Как уже было сказано, сбором и распределением средств занимается Дорожное агентство. Именно оно будет формировать бюджеты на развитие дорожной инфраструктуры в регионах России. В том числе средства будут выделяться государственно-частным партнерствам. Планируется, что с помощью системы будет собираться более 40 миллиардов рублей в год, и эти суммы позволят (по предварительным расчетам) отремонтировать к началу 2019 года основную массу федеральных дорог в стране.

Поскольку все средства будут напрямую отправляться в региональные дорожные фонды, а отчетные документы будет принимать к анализу ФДА, то ожидается, что ресурсы местных агентств будут расходоваться на оперативную реализацию значимых для регионов проектов.

Благодаря «Платону» и привлечению частных инвестиций планируется поддержка возведения крупнейших проектов в регионах. Так, будут строиться мосты (например, «Фрунзенский» в Самарской области), автодороги Кавказского региона, путепроводы в Твери и Ленинградской области, достоится тоннель в Воронежской области, будут завершены или начаты многие аналогичные проекты.

В Минтрансе РФ заявляют, что в перспективе улучшение качества дорог позволит оптимизировать процессы доставки грузов по всей стране, работу трнаспортно-логистических компаний, а значит, в итоге, нормализует все области народного хозяйства. Предприятия будут оперативно получать необходимые грузы для осуществления быстрой и слаженной работы.

 
Каков размер платы за проезд большегрузов?

В настоящее время установлен текущий тариф за пересечение 1 километра пути по платной трассе. Он равен 1,5293 рубля за 1 километр. Цифры действуют по последний день февраля 2016 года включительно. Это сниженная величина тарифа, который ранее представлял собой цифру 3,73 рубля. Но сниженный тариф будет установлен недолго: с марта 2016 года плата за проезд за километр пути составит 3,06 рубля, и эта стоимость, как ожидается, будет стабильной вплоть до окончания 2018 года.

Если сравнивать тарифную ставку с подобными ставками в странах Европы, то можно сказать, что она очень низкая. Например, в соседней Беларуси ставка (по текущему курсу доллара) в шесть раз выше. А если сравнивать тариф с австрийским, где стоимость километра дороги равняется 0,49 долларов, то российский тариф почти в 20 раз ниже.

Эксплуатация системы

Чтобы начать пользоваться «Платоном», перевозчику необходимо оформить специальный документ — маршрутную карту. Либо предлагается альтернатива: приобретение специального устройства, которое будет крепиться на борту ТС. Следует особо отметить, что устанавливать устройство закон не обязывает. Для каждого владельца авто заводится собственный счет, который можно пополнять с банковской карты в личном кабинете. Также деньги можно вносить на расчетный счет оператора в онлайн-банке напрямую, в терминалах самообслуживания «Платон» или в партнерской сети QIWI. Организовано внесение наличных на счет в любом из имеющихся офисов на территории страны. По состоянию на 10 декабря 2015 года их насчитывается 138. К оплате принимаются как банковские карты, так и также специальные топливные карты DKV и E100, оплата за проезд с которых списывается без комиссии.

Во избежание создания пробок на пограничных переходах созданы дополнительные мобильные офисы, которые также принимают оплату.

Штрафы за уклонение от использования «Платона»

Параллельно с внедрением системы «Платон» законодатели утверждали ряд поправок в КоАП РФ, которые неоднократно менялись и обсуждались. По состоянию на 13 декабря 2015 года действующая редакция кодекса, статья 12.21-3. КоАП от 15 ноября 2015 г., в соответствии с Федеральным Законом от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ (в ред. № 168-ФЗ от 23.06.2014), гласит:

«Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн

1. Движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если такая плата является обязательной, — влечет наложение административного штрафа на водителя указанного транспортного средства в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства, — сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — сорока тысяч рублей; на юридических лиц — четырехсот пятидесяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства, — в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — одного миллиона рублей».